Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым

Особенности создания и деятельности местной и региональной национально-культурной автономии

1. Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1.1 Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

1.1.1 Местная национально-культурная автономия создается гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности. Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации (не менее 3 физических лиц), относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

1.1.2 Региональная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности создается не менее, чем тремя местными национально-культурными автономиями граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

1.1.3 Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

1.2 Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии. Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №455. Местные и региональные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в соответствующем территориальном органе Минюста России. Федеральные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Минюста России.

1.2.1 В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общественных объединениях", статьей 122 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации местной (региональной) национально-культурной автономии должны быть представлены следующие документы: - заявление о создании, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; устав; выписка из протокола учредительного общего собрания (конференции, съезда), содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении её устава и о формировании руководящих органов и контрольно- ревизионного органа; сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению); документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления); документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории. В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если представление документов для государственной регистрации создания некоммерческой организации осуществляется непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, то свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении не требуется. В случае, если при государственной регистрации некоммерческих организаций заявителем является его представитель, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, то необходимые документы представляются с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально. При использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование. При предоставлении государственной услуги не допускается: - истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; - истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом. Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании национально- культурной автономии, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно- ревизионных органов), должен содержать: дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения об учредителях - участниках учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных); сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; существо принятых решений и результаты голосования по ним; - сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; - фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

2. Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально- культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры. 3. Национально-культурная автономия обязана: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Национально-культурная автономия также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

 

Последнее обновление: 19 ноября 2014, 17:04